Иконы Спас Нерукотворный вышитые бисером

Икона Спас Нерукотворный

Вышитая бисером и жемчугом икона Спас Нерукотворный
Вышитая бисером и жемчугом икона Спас Нерукотворный

Икона Спас Нерукотворный – одна из самых почитаемых и любимых христианами, положившая начало иконописи. Образ Христа на ней представлен в виде мужчины, возраст которого соответствует пятой седмице (28-25 лет).

Икона Спаса изображает лишь лик Господа – он может быть вписан в нимб, изображен на убрусе или убрус поддерживается Ангелами.

Существует несколько версий возникновения этой иконы. Одна из них относится к IV веку. Древнее предание повествует о том, как заболевший проказой владыка Эдессы Авгарь искал спасения от болезни в молитвах. Его посланник встретился с Христом и поведал о недуге повелителя. Иисус умылся, вытер лицо платком и передал его с посланием больному. На платке чудесным образом сохранился лик Спасителя – Нерукотворный образ Спаса.

Икона Нерукотворный Спас вышитая бисером
Икона Нерукотворный Спас вышитая бисером

Помолившись на него, царь излечился. Он принял Христианство, богато украсил образ и велел поместить его над главными воротами города. Долгое время Нерукотворный образ был главной святыней города. Позже, чтобы спасти святую реликвию от уничтожения язычниками последователи Христа замуровали ее в каменной нише.

В середине VI века Эдесса подверглась нападению персов, которые окружили город. В одну из ночей епископу было видение, указавшее место, где хранился образ Нерукотворного Спаса. Разобрав кладку, он обнаружил еще одно такое же изображение на кирпиче. Так горожане обрели сразу два образа: на плате, называемый Мандилион, и на керамической плите – Керамион. Когда Образ сняли и обошли с ним городские стены, городу было даровано спасение от завоевателей.

Вышитая бисером икона Нерукотворный Спас
Вышитая бисером икона Нерукотворный Спас

В Х веке горожане в обмен на мир с завоевателями отдали святой убрус императору Константинопольскому Роману. Нерукотворный образ на холсте попал в Константинополь. Спустя два десятилетия там же оказался и образ на плитке. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь, и древние святыни были навсегда утеряны.

С целью распространить святыню повсюду начинают писать иконы Спаса Нерукотворного, а затем и другие. По церковным канонам, прошедший ученичество иконописец обязательно начинает свою работу с написания иконы Спаса Нерукотворного.

Согласно другой версии, западного варианта предания, икона Спаса Нерукотворного возникла в период XIII-XV веков. Когда Вероника, благочестивая еврейка, которая сопровождала Иисуса в пути на Голгофу, подала Ему платок, чтобы Он утер с лица кровь и пот.

Вышивка бисером Нерукотворный Спас
Вышивка бисером Нерукотворный Спас

Платок, на котором запечатлелся лик Христа, стал именоваться как «Плат Вероники». Ныне он хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Попытки выяснить происхождение изображения на платке установили, что Образ Господа не нанесен краской или каким-либо другим известным ныне материалом, поэтому исследования «Плата Вероники» ведутся и ныне.

Однако существуют как минимум два «Плата Вероники». Первый находится в Риме, а второй, именуемый «Вуалью Вероники» - в итальянской коммуне Манопелло. История второго платка происходит из Иерусалима, и установлено, что он рукотворный (нарушены пропорции лица, отсутствует терновый венец).

Особенности иконы Спаса Нерукотворного

Икона Нерукотворного Спаса вышитая бисером
Икона Нерукотворного Спаса вышитая бисером

Существует два вида иконы Спас Нерукотворный:

  • Мандилион или «Спас на убрусе» (просто «Убрус»), где Спасителя изображают на светлом фоне, символизирующем платок (убрус).
  • Святой лик на темном фоне (керамической плитке) – Керамион, другое название «Спас на чрепии» (просто «Чрепие», что означает на черепице, кирпиче).

Иисус на православных иконах – одухотворенный лик со спокойными открытыми глазами, тонкие черты лица обрамлены длинными волнистыми волосами с прямым пробором и короткой бородой. На некоторых русских православных иконах Христос изображается с прямыми волосами, словно мокрыми.

В католических традициях Спасителя изображают страдающим, с закрытыми глазами, терновым венком на голове и каплями крови. Только на таких иконах нимб имеет форму замкнутого круга, это их важная особенность.

Спас Нерукотворный - первая икона

Образ Спаса Нерукотворного вышитый бисером
Образ Спаса Нерукотворного вышитый бисером

Первой иконой считается Спас Нерукотворный — этот образ Иисуса Христа есть в любом храме. Узнать его просто — лик Спаса Нерукотворному изображен на фоне белого плата (полотенца), на котором он, согласно преданию, чудесным образом отпечатался при земной жизни Сына Божьего.

Христос передал тот плат царю Авгару, в ответ на его просьбу об исцелении от болезни. Святыня была утрачена во время крестового похода в XIII веке.

Также существует так называемый "плат Вероники", который хранится в городе Маноппелло (Италия). Некая женщина по имени Вероника, дала Спасителю платок, когда Он восходил на Голгофу. После того как Христос отер им лицо, на платке отпечатался лик.

Два этих образа часто путают между собой — и тот и другой являются нерукотворными, но "плат Вероники" больше почитается в католической церкви, хотя Римом официально он не признан.

Святой образ Спаса Нерукотворного в России

Образ Нерукотворного Спаса вышитый бисером и камнями
Образ Нерукотворного Спаса вышитый бисером и камнями

По историческим сведениям, Икона Спаса Нерукотворного в России появились только в IХ веке. Самая старая сохранившаяся икона такого вида – Новгородский Спас Нерукотворный, написанная во второй половине XII века.

Этот образ стал одним из самых почитаемых на Руси, именно его писали долгое время на знаменах русских войск.

Есть сведения, что в 1887 году чудом спасшийся во время крушения поезда Император России Александр III вез с собой копию Вологодской иконы Нерукотворного Спаса.

Вышивка бисером и камнями Образа Спаса Нерукотворного
Вышивка бисером и камнями Образа Спаса Нерукотворного

Император объяснил свое чудесное спасение именно присутствием святого Образа, и на месте крушения поезда возвел храм.

Церковный праздник иконы Спаса Нерукотворного приходится на 16 августа, в этот день реликвия была перенесена в Константинополь из Эдессы. Также именовали Спасом и августовские праздники, так как в это время начинается сбор урожая.

Иконы Спас Нерукотворный вышиты бисером с использованием страз, жемчуга, трунцала, янтаря, канители, драгоценных и полудрагоценных камней. Лики написаны маслом на холсте.

Время на вышивку одной иконы - 2 месяца. Схемы и наборы для вышивания икон Спаса Нерукотворного не используются.

Комментарии ( 1 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦ.СЕТИ
ИЛИ ВОЙДИТЕ КАК ГОСТЬ

Войти
С

🙏 Перенесение Нерукотворного образа Господня 🙏

29 августа — церковь празднует Перенесение Нерукотворного образа Господня, а миряне отмечают как Третий Спас, который еще называют "дожинками", потому что заканчивается последняя уборка хлебов. В некоторых местах, по аналогии с предыдущими, этот Спас зовется поэтому "хлебным", а кое-где и "ореховым" (поспели орехи).
Действительное же происхождение праздника таково. Авгарь, князь Эдессы, заболел проказой. После долгих мучений и безуспешных попыток исцеления до него дошла весть о некоем чудотворце, совершающем невероятное в Палестине (а это был Иисус Христос). Гонец князя нашел Иисуса за умыванием лица. Когда Христос вытер лицо, то на полотенце ("убрусе") запечатлелось изображение лица Господа. Иисус отдал убрус изумленному гонцу, велел отвезти правителю Эдессы и пообещал прислать к нему Своего ученика.
Одно лишь прикосновение Авгаря к убрусу облегчило страдания больного, а затем прибывший апостол Фаддей завершил лечение полным исцелением. Убрус Христа стал знаменем на вратной башне Эдессы, ибо он спас ее владыку. Отсюда пошел обычай защищать вратные башни христианских городов изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса), и, в частности, поэтому вратная башня московского Кремля зовется Спасской. Стяги со Спасами вели за собой полки Александра Невского, Дмитрия Донского, а Георгий Константинович Жуков по-своему поддержал славный обычай: по воспоминаниям близких ему людей, он по всем фронтам возил с собою в машине икону Казанской Божьей Матери...
Остается упомянуть, что у праздника Перенесения Нерукотворного образа Господня есть еще одно название — "Спас на полотне".
Немного ниже читатель познакомится с обычаями и поверьями, относящимися к датам последнего месяца лета. Но о самом замечательном из православных обычаев там не сказано, поскольку он не "привязан" к конкретной дате. Его не встретишь ни в Европе, ни в Америке, ни, вероятно, вообще где-либо. После уборочной страды крестьяне с благословения церкви выходили "всем миром" помочь больным, старым, немощным, семьям, потерявшим кормильцев, справиться с уборкой на их наделах. Священным для людей было это понятие — "мир" (община), символ русской соборности, и недаром родились поговорки: "Что миром положено, тому и быть так", "Мира никто не судит", "Мирская правда крепко стоит", "Где у мира рука, там моя голова".
Ответить
Поделиться